Загрузка
Вход по email
Забыли пароль?
Восстановление пароля
Вы не робот?
поменять
картинку
Введите свой адрес электронной почты или номер телефона, указанный при регистрации. Затем нажмите кнопку "Восстановить".
отмена
Подтверждение номера телефона
Мы отправили на ваш номер телефона СМС с кодом подтверждения. Пожалуйста, введите данный код в поле ниже и нажмите кнопку «Подтвердить»
Восстановление пароля
На ваш адрес электронной почты мы выслали код подтверждения, введите этот код в поле ниже, введите новый пароль, его подтверждение и нажмите кнопку «Установить пароль». Код подтверждения действителен в течение 10 мин.
На ваш номер телефона мы отправили SMS с кодом подтверждения, введите этот код в поле ниже, введите новый пароль, его подтверждение и нажмите кнопку «Установить пароль». Код подтверждения действителен в течение 10 мин.
отмена
Регистрация успешно завершена!

Данная страница будет
обновлена через 3 сек.

обновить страницу

Авторизация прошла успешно!

Данная страница будет
обновлена через 3 сек.

обновить страницу

Пароль успешно изменен!

Данная страница будет
обновлена через 3 сек.

обновить страницу

Неизвестная ошибка!

Произошла неизвестная ошибка.
Обновите страницу и попробуйте заново!

обновить страницу

Вход через соц.сервисы
войдите через один из сервисов
Авторизуясь на сайте с помощью любого из возможных способов авторизации Вы принимаете условия пользовательского соглашения.
Мы в социальных сетях:
18 Марта 2017 / Суббота / 20:37
Загрузка

Испания: Рынок футбольных СМИ

24 Июля 2013 | Автор: Андрей Скворцов
 Испания: Рынок футбольных СМИ
Наблюдения Андрея Скворцова
Сейчас, когда число футбольных газет и журналов в России по сравнению с девяностыми годами уменьшилось в разы, а их тиражи продолжают снижаться, все чаще и чаще слышны разговоры о близкой кончине всех печатных СМИ. Одни винят во всем экспансию интернета, куда постепенно смещается наиболее прогрессивная и думающая часть общества. Другие списывают все на менталитет большинства, которому в трудные времена куда более интересны советы по выживанию или же развлекательная макулатура, отвлекающая от тяжелой действительности. Ну а третьи и вовсе ставят диагноз, безапелляционно заявляя: Россия – нефутбольная страна, и ничего, мол, с этим не поделать. С последним утверждением можно спорить до бесконечности – была ли она всегда нефутбольной, или же все-таки ее такой сделали (в том числе и сами игроки, тренеры, журналисты), а вот остальные выводы опровергает пример Испании, которая, несмотря на непростые времена, во многих футбольных аспектах остается примером для подражания.


В Испании есть интернет, пусть и более дорогой, чем в России, существует конкуренция среди спортивных изданий (только ежедневных газет насчитывается целых пять, если считать еще и валенсианскую региональную Superdeporte), а уж про кризис испанцам рассказывать не надо. Тем не менее, о футболе они продолжают читать, и читают много. При численности населения страны 46 миллионов человек (без учета нелегальных иммигрантов) тиражи двух ведущих спортивных газет исчисляются сотнями тысяч и даже миллионами. Для сравнения: Marca выходит в количестве 2 835 000 экземпляров ежедневно, As - 1 372 000, Sport - 652 000, El Mundo Deportivo - 629 000, тогда как центральные общественно-политические газеты имеют следующие тиражи: El Pais - 1 851 000, El Mundo - 1 150 000, ABC - 577 000.


При этом продается спортивная пресса не только в специализированных киосках, но и в обычных продуктовых лавках, не говоря уже о крупных супермаркетах – таких как Carrefour, El Corte Ingles, Mercadona, Opencor. Продается всегда и везде по фиксированной цене – 1 евро, которая не меняется на протяжении несколько лет. И мертвым грузом на стендах и прилавках газеты не лежат; порой уже к трем часам дня на точке проданы и Marca, и As в количестве 15-20 экземпляров каждого издания. Пытаться же выявить «среднестатистического читателя» - занятие совершенно бесполезное, поскольку за чтением бумажной периодики можно увидеть как студента, у которого в сумке лежит айфон-айпад, так и женщину почтенного возраста.



Лично на меня наиболее сильное впечатление произвел дедушка лет 90, который в одной руке держал трость, в другой – «Марку», передвигался шаркающей походкой и… читал газету на ходу и без очков! Мужчины в возрастной категории 80+ на испанских улицах – не редкость, а их соотечественники лет на десять помоложе стариками себя не считают и на «Вы» просят их не называть. При этом пенсионный возраст в Испании составляет 67 лет – как для мужчин, так и для женщин, которые в подавляющем большинстве своем наслаждаются жизнью, а не влачат жалкое существование. К слову, минимальный размер пенсии – 650 евро в месяц при ценах существенно ниже российских (практически на всю одежду и продукты питания), не говоря уже о полном соответствии всем «евростандартам» качества…


Да, аудитория интернет-версий изданий более многочисленная (Marca - 4 847 000 посетителей ежедневно, As - 2 611 000), но это сайты выполняют роль онлайн-приложений к бумажному изданию, а не наоборот. То же самое касается и телеканала MarcaTV, который является общедоступным и вещает не только в интернете. Только здесь помимо одного матча тура в Примере (все остальные отданы на откуп двум платным каналам, Canal+ и GolTV) можно увидеть несколько игр Сегунды (аналог нашей ФНЛ), турниры с участием молодежных, юношеских и даже детских команд, и, разумеется, ежедневные футбольные передачи с полноценным разбором «по косточкам» событий минувшего дня.


И когда поздним вечером ведущий программы Futboleros на том же канале MarcaTV звонит бывшему премьер-министру страны Хосе Луису Родригесу Сапатеро, никогда не скрывавшему своих симпатий к «Барселоне», и, обращаясь к нему на «ты», получает профессионально обоснованный и аргументированный ответ, становится окончательно ясно, насколько далеко Испания ушла от России как по части демократии, так и в плане любви к футболу.


Кстати, некоторое падение посещаемости – в среднем на 10-15%, и то далеко не на всех стадионах страны – о снижении градуса этой любви никоим образом не говорит. Просто в условиях кризиса испанцы стали экономить – и, в первую очередь, на развлечениях, которые можно заменить более дешевыми аналогами. То есть, вместо похода на стадион, порой обходящегося в круглую сумму (особенно на матчи с грандами), болельщик либо подписывается на платный футбольный канал примерно за 20 евро в месяц, либо отправляется в любой бар, где в компании друзей может посмотреть игру с участием своей команды почти «на халяву». В дни же «топовых» матчей практически во всех питейных заведениях наблюдается аншлаг, и едва ли не каждый запоминающийся эпизод сопровождается валом комментариев доморощенных «экспертов».



Как говорят сами испанцы, у них в стране насчитывается больше всего футбольных тренеров, чем где-либо – по той простой причине, что таковыми считает себя едва ли не все мужское население. Только по этой причине на базах некоторых клубов наблюдать за тренировками воспитанников футбольной школы можно лишь с приличного расстояния. В противном случае авторитет тренера неминуемо бы рухнул под грузом наставлений, указаний и рекомендаций, которые отцы имеют обыкновение отдавать своим отпрыскам, не обращая внимания на присутствие профессионала. Да, бывают в Испании и такие семьи, где на стадион идут жены, а мужья отправляются на рыбалку, но, как известно, перемена слагаемых на результат не влияет. А результат здесь пока такой, которому можно только лишь позавидовать…

Андрей СКВОРЦОВ

Загрузка